Сначала чуть-чуть общего: цель, желание - в итоге получить бумагу, максимально близкую к японской традиционной - ВАСИ.
Все подробности о моей работе здесь:
Итак, попорядку.
(Курсивом будут выделены мои наблюдения)
Сырье и материалы
Я работаю с натуральным, первичным сырьем.
Источники сырья:
1. Шелковица
2. Крапива
3. Лен
4. Альтернативные источники сырья, мало апробированные в моей практике
5. НЕРИ
Теперь о каждом из материалов поподробнее.
1. Шелковица
Я заготавливал весной, летом, осенью. Для себя кору делю на 2 "сорта": с молодых веток (до 3-х лет) и со старых (остальное).
Молодые - лучше всего брать так наываемые "волчки": ровные, без сучков, опять же дерево не калечится.
Кору сушу и храню в сухом виде.
Если заготавливать кору зимой, то, возможно, ее придется отпаривать с веток (не сталкивался с таким, но в Японии именно так и делают).
2. Крапива
Срезал летом, в перчатках, обрывал листья, сушил.
Читал, что крапиву, можно срезать зимой (тогда она точно не жжется). Проверим.
3. Лен
Посеяли, собрали, в воде отмочили, обмолотили. Вот что получилось:
4. Альтернативные
- тополиный пух уже проваренный в щелочи (наверное так жу выглядит хлопок). сырье хорошее.
- банановые хвостики сухие
- кора с других кустарников и деревьев (ива, акация, липа). Из коры ивы вот такая бумага получилась
5. НЕРИ - добавка, которая увеличивает вязкость пульпы (волокна в воде), уменьшает скорость прохождения воды через сито рамки, дает время для формирования листа. Что я использую в качестве НЕРИ: крахмал, желатин, слизь из растительного сырья. У крахмала и желатина есть свои недостатки - они обладают клеящими свойствами, волокна с крахмалом/желатином забивают сита, скорость фильтрования воды через сито уменьшается и в итоге волонка лягут сплошным пластом, сверху будет слой пульпы. Если попытаться слить пульпу - повреждается лист. Желатин - в меньшей степени, но происходит то же самое.
Слизь из растительного сырья: из семян льна (запариваются кипятком на 15-30 мин, слизь готова, нужно отжать через марлю), семян айвы, корня алтея. Количество НЕРИ, добавляемое в пульпу, определяется опытным путем.
Инструменты
1. Самое важное и главное в производстве бумаги: рамка
- деревянная рама, сверху натянута полимерная сетка (белая), под сеткой - проволока, что бы сетка не прогибалась,
- кусок черной сетки (покупалась в магазине тканей)
- деревянная рама (верхнюю и нижнюю рамы соединяют, я, пока, обхожусь без этого)
2. Таз
3. Вилка
4. Киянка, молоток
5. Пресс (в моем случае это четыре зажима - струбцины)
6. Валик
7. Кастрюлька
Получение волокна
Пример 1: Получение волокна из коры молодых веток шелковицы
Кора замачивается на ночь.
Ножом отделяется наружный слой от внутреннего.
Наружный слой выбрасывается. В принципе, его можно и оставить - на нем остаются какие-то волокна, и это тоже можно переработать на бумагу. Но я выбрасываю.
Внутренний слой режется на кусочки 1-1,5 см ножом (хотя это в корне неправильно, но я так делаю).
Кора проваривается в растворе щелочи - ОЧЕНЬ АККУРАТНО РАБОТАЙТЕ СО ЩЕЛОЧЬЮ! Источник щелочи - жидкости для промывки сточных/кухонных труб (на этикетке в составе - гидроксид натрия или каустическая сода или NaOH). Количество щелочи - 3-4 колпачка на "кулак" размоченной коры. Варка осуществляется 1,5-2 часа. Раствор становится темно-коричневого цвета.
Кора промывается холодной проточной водой. Минут пять, потом я складываю ее в банку, заливаю водой, через 5-6 часов воду сливаю, кору отжимаю, снова в банку, водой+ Так пару дней. Интервалы можно увеличить до 8-10 часов. В итоге кора в воде имеет легкий салатовый оттенок (или белая, как проварили и промыли), золотистый блеск, мягкая, комок легко рвется руками.
Кора отбивается молотком. Я пользуюсь молотком для отбивания мяса или киянкой (деревянный молоток). Беру порцию и отбиваю ее. Сворачиваю, переворачиваю, складываю - цель - все волокна в пучке должны "разойтись" Продолжается до тех пор, пока визуально в массе коры не будет слитных порезанных кусочков.
Кора промывается под "душем". Это в дальнейшем поможет диспергировать волокна в воде.
Что касается старой коры, то кроме наружного слоя, есть еще средний, с большим количеством частиц полузрелой коры. Из этого слоя я тоже лью бумагу
Пример 2: Получение волокна из льна/крапивы
1. Сухие стебли крапивы размачиваются в воде сутки, обдаются горячим раствором щелочи (АККУРАТНО!), промываются многократно проточной водой - наружный слой с волокном легко отделяется руками. Сухие стебли льна разминаю (можно брать пучок и стучать молотком), и потом отделяю волокна от тресты с помощью небольшого брусочка. - это процесс у меня недостаточно отлажен.
2. Остальное - все, как с корой, от п.4 включительно.
Литье бумаги
Кора помещается в тазик с водой и "разбивается" вилкой.
Миксер использовать нежелательно - из-за того, что волокна длинные, они просто намотаются на венчики.
Это первая стадия получения пульпы (на 10 л воды я беру примерно "кулак" коры).
В пульпу добавляется НЕРИ, еще раз все "разбивается" вилкой. Количество НЕРИ определяется опытным путем. Пульпа готова.
Есть еще недопонимание у меня насчет температуры пульпы. Я работал и при комнатной температуре и горячая вода была - пока не могу точно сказать, как температура влияет на процесс.
Собственно отлив
Рамка погружается в воду наклонно, поворачивается горизонтально и вынимается из воды, при этом "колебается" вправо влево, вверх вниз. На первом лисе я определяю, нужно ли еще добавить НЕРИ. Скорость, с которой вода проходит сквозь сито, должна обеспечивать возможность равномерно распределить волокна на сетке. Если с первого раза лист не получился, повторяете, но рамку нужно опускать в воду внимательно, чтобы не отошел лист с сетки (японцы льют бумагу тремя заходами). Если волокна очень быстро оседают (практически падают) нужно добавить НЕРИ (опять же, это только опытным путем).
Лист отлит
Сверху накладывается тряпочка и "бутерброд" из тряпочки, листа и черной сетки (в моем случае) перекладывается на доску (японцы не применяют промежуточный носитель в виде тряпки. Это европейская придумка).
Процесс начинается сначала. Собирается рамка и отливается следующий лист. Он накладывается на предыдущий.
15. Когда отлита стопа (у меня - когда заканчивается сырье), на последний лист тряпку, сверху доску и под пресс. У меня это струбцины.
16. Сушка (я сушу на вертикальных и горизонтальных поверхностях родной кухни).
Снимаю зажимы, беру тряпочку с листом и валиком прикатываю на поверхность. Если тряпочка снимается, снимаю ее, если нет, оставляю. Лист сохнет прикрытый тряпочкой.
Снимаю листы только когда они полностью высохли.
Для получения тонкой бумаги я беру вдвое меньшее количество коры на тоже количество НЕРИ и воды.
Теперь о главном - как папоротник в лист вделать
Отливается лист, еще на сырой, на рамке, выкладывается гербарий, и аккуратно на него отливается второй листик. Терпение, только это может помочь. У меня гербарии по всему тазику плавали пока приспособился.
По японской бумаге в инете много ссылок (в yahoo забиваете "washi" и ищете).
Вот одна, на мой взгляд, достаточно информативная http://www.awagami.com/awawashi/index.html